Боровских И.В., Каразанова Л.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ 
В ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ ЦНСХБ

          В современный период важнейшей стала задача оперативного информирования специалистов о новейших достижениях и проблемах отечественной и зарубежной сельскохозяйственной науки и практики. Основной путь решения данной задачи видится в активизации использования новых информационных технологий, а также в расширении возможностей удаленного доступа как к документографической, так и полнотекстовой информации по телекоммуникационным сетям, включая Интернет. Библиотеки в данной ситуации выступают в роли информационного посредника, помогающего пользователям входить в мировое информационное пространство.
        Для успешного выполнения библиотекой роли информационного посредника необходимо систематическое изучение эффективности использования специалистами ресурсов Интернет, в том числе специфики их информационных запросов и технологии информационного поиска в ресурсах Интернет конкретного отраслевого содержания.
Учитывая актуальность и значимость этого направления в научно-информационной деятельности библиотеки, сотрудники         Библиографического отдела совместно с дежурными библиографами Интернет-класса в течение 1999–2000 гг. проанализировали использование ресурсов Интернет читателями Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦНСХБ).
        В ходе исследования решались такие задачи, как:
    - выявление целей и тематики информационных запросов пользователей;
    - определение видов необходимой информации, ее хронологических, языковых и территориальных границ;
    - ранжирование используемых отечественных и зарубежных поисковых систем;
    - выяснение степени выполнения информационных запросов пользователей и преимущества отдельных форм предоставления информации.
        На первом этапе исследования был изучен круг соответствующих публикаций, составлена программа и принята методика исследования.     Создан вариант анкеты и осуществлено пилотажное анкетирование наиболее активных пользователей ресурсов Интернет, которое позволило не только откорректировать вопросы анкеты, но и уточнить содержание интервьюирования. Разработаны статистические таблицы, необходимые для анализа и обобщения результатов социологического исследования.
        В течение второго этапа проведено анкетирование пользователей и интервьюирование библиографов Интернет-класса. Осуществлены статистическая и аналитическая обработка полученных данных.
        В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
    1. Наиболее активными пользователями ресурсов Интернет являются научные работники, в том числе аспиранты, а наименее – 
        преподаватели вузов и других сельскохозяйственных учебных заведений.
    2. Более половины информационных запросов пользователей ресурсов Интернет связаны с выполнением научно-исследовательских работ.     Незначительный удельный вес составили информационные запросы, вызванные производственной деятельностью, профессиональным образованием и самообразованием.
    3. Тематика информационных запросов пользователей весьма разнообразна. Однако наибольший интерес респонденты проявили к 
        сельскохозяйственной биологии, включая общетеоретические проблемы, общим вопросам сельского хозяйства, ветеринарии, экономике и 
        организации сельского хозяйства, животноводству.
    4. Практически половина респондентов отметили интерес как к отечественной, так и к зарубежной информации, и отдали предпочтение при 
        этом полнотекстовой информации.
    5. Наиболее активно используемыми респондентами оказались поисковые системы Rambler, Alta Vista, Yahoo!, Yandex.
    6. Использование ресурсов Интернет позволило выполнить полностью более половины информационных запросов пользователей.
        Однако значительное количество респондентов отметили лишь частичное выполнение запросов. Среди причин данного факта были 
        названы «отсутствие и недостаточная полнота информации», «частое зависание компьютера», «ограниченность времени поиска 
        информации», «отсутствие знаний о ресурсах Интернет и навыков в их использовании».
    7. Пользователи ресурсов Интернет имеют разную информационную активность и осведомленность, различную степень адаптации к 
        современным информационным технологиям, а также разный уровень умения и навыков работы в Интернет.
    8. Исследование показало необходимость создания собственных вспомогательных средств (путеводителей, навигационных систем и др.), 
        которые помогут сориентироваться в огромном количестве информационных ресурсов Интернет по интересующим пользователей 
        предметным областям, а также разобраться в многочисленных поисковых стратегиях и языках.
    9. Новая инфосфера обязывает не забывать, а сохранять прежние знания технологии информационного поиска в традиционном режиме.
Hosted by uCoz